ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ И АНДРАГОГИКА В РОССИИ: достижения, проблемы и перспективы развития. // Педагогика. – М., 2009. - № 7. – С. 32-39. В конце прошлого века автор данных строк попытался проанализировать состояние и перспективы развития образования взрослых в России в сравнении с общемировыми тенденциями. Прошло девять лет. Что изменилось в российском образовании взрослых? Каковы его достижения, проблемы и просматриваемые пути развития? Несомненно, что образование взрослых и в нашей стране становится все более важной сферой образовательных услуг. Общепризнано, что базовое образование, получаемое в рамках традиционных систем образования в начале жизни, сколь длительным бы оно ни было, принципиально не может обеспечить на всю жизнь человека знаниями, умениями, навыками, личностными качествами и ценностными ориентациями, необходимыми ему для эффективного выполнения различных социальных ролей и личностного развития, и потому сфера образования во всех развитых странах мира функционирует и развивается на основе концепции непрерывного образования. Определяющие позиции в реализации данной концепции, что также признается во всем цивилизованном мире, принадлежат образованию взрослых. Практика развития образования взрослых в XXI веке подтверждает вывод V Международной конференции по образованию взрослых (1997 г., Гамбург), что образование взрослых – это ключ к XXI веку. Практически к этому же выводу пришла Европейская комиссия в своем коммюнике по вопросам образования взрослых 2006 г. «Никогда не поздно учиться», подчеркнув, что «образование взрослых играет ключевую роль в развитии гражданственности (социальный капитал) и компетентности (человеческий капитал)». Исходя из «постулата, что впредь признается необходимость построения высококачественной и общедоступной системы образования взрослых», Комиссия в сентябре 2007 г. приняла специальный план действий в указанной сфере, озаглавленный «Учиться можно всегда». Сфера образования в России играет точно такую же роль. Все последние годы она значительно расширяет свои масштабы. Всеми формами образования взрослых (очно-заочными, заочными, дистанционными формами додипломного и последипломного образования, дополнительным профессиональным образованием, а также профессионально направленными и общекультурными курсами обучения в народных университетах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, в лекториях общества "Знание", по телевидению, на различных образовательных и просветительских курсах) охвачено, по экспертным оценкам, более 30 % взрослого населения России. И с каждым днем в орбиту образования вовлекается все большее число взрослых людей. В определенной степени это способствует развитию общества. В то же время образование взрослых развивается, особенно в последние годы, и качественно: именно в нем осуществляются самые значительные теоретические исследования и достигаются весомые практические результаты, оказывающее мощное воздействие на развитие всего спектра образовательных услуг в стране. Главная особенность обучения взрослых заключается во все возрастающей роли самого обучающегося в организации процесса своего обучения. Взрослый обучающийся обладает достаточными уровнем самосознания, жизненным опытом, пониманием цели обучения и путей реализации полученных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, наконец, достаточно высоким уровнем ответственности для того, чтобы активно и реально участвовать в диагностике своих образовательных потребностей, в планировании, создании благоприятных условий обучения, реализации, оценивании и коррекции процесса своего обучения, а также осуществлять самостоятельную учебную деятельность, играющую ведущую роль в процессе его обучения. Указанные выше особенности взрослого обучающегося и организации процесса его обучения предопределяют высокий уровень заинтересованности, мотивации взрослого обучающегося и, как результат - высокой эффективности процесса обучения. Ведущая роль обучающегося в процессе своего обучения, будучи основной характеристикой обучения взрослых, предопределяет и будет в дальнейшем предопределять основную тенденцию развития всей сферы образования - тенденцию к освобождению обучающегося (не только взрослого) от жестких рамок системы образования, к обретению им все более значительной роли в процессе своего обучения. Именно благодаря образованию взрослых во второй половине ХХ века стало возможным в практическом плане говорить и реализовывать на практике такие концепции, как концепция непрерывного образования, свободного (открытого) обучения (open learning -англ.). Концепция свободного ("открытого") обучения, означающая на практике форму организации процесса обучения, основанную на принципе свободы выбора обучающимся всех основных параметров обучения, также возникла и развилась во второй половине ХХ века под влиянием развития различных форм образования взрослых. Именно развитие образования взрослых, расширение контингента обучающихся, вкупе с развитием технологий передачи информации и расширением возможностей использования телевидения, радио, телефона, компьютеров, видео- и аудиоматериалов в учебных целях, стало мощным толчком для развития дистантного обучения, основанного на принципе комбинации и комплексного использования традиционных форм и средств обучения (очного и заочного обучения, печатных учебно-методических материалов) и новых технических средств обучения. Это приводит к новым формам общения обучающихся и обучающих, требует новых подходов к созданию учебно-методических материалов. XXI век станет веком комбинированного обучения, органично, на системных принципах использующего все известные формы представления учебного материала. Образование взрослых, привнося в сферу образования ориентацию на конкретные потребности обучающегося для решения жизненно важных проблем, на достижение индивидуальных целей обучения, на немедленное применение полученных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций для изменения жизненной ситуации, отводя самому обучающемуся ведущую роль в процессе его обучения, предоставляя ему большую свободу выбора всех параметров процесса его обучения, коренным образом видоизменяет природу взаимоотношений образовательной сферы с человеком, государством, обществом. Образование из закрытой, жесткой, живущей во многом по своим собственным законам и диктующей эти законы своему окружению системы, составляющей, в свою очередь, неотъемлемую часть государственного механизма, превращается в сферу образовательных услуг. Эта сфера живет во многом по основному закону рыночной экономики - закону спроса и предложения -, ориентируется на удовлетворение спроса своих потребителей, а не на навязывание своего предложения. Главным потребителем образовательных услуг становится отдельная личность с ее конкретными индивидуальными образовательными потребностями, затем социальная группа, социальные институты (включая государство) и, наконец, общество. Это изменение во взаимоотношениях образования и общества реализуется в большей гибкости образовательной сферы, в большей ее изменяемости, приспособлении к изменяющимся образовательным потребностям человека, государства, общества. Следовательно, это приводит к постоянному ее совершенствованию, обновлению, повышению эффективности. Образование взрослых решающим образом видоизменяет характер взаимоотношений между обучающимся и обучающим. Обучающий становится все больше исполнителем своей главной функции - эксперта по технологии обучения, организатора совместной деятельности с обучающимся по организации процесса его обучения. В связи с этим стали активно развиваться новые технические приемы обучения, возникла новая технология обучения - технология обучения взрослых. Таким образом, образование взрослых, сформировавшись во второй половине ХХ века как самостоятельная, с четко определенными чертами, целями, особенностями организации сфера образовательных услуг, привнесло в сферу всего образования, в том числе и невзрослых, следующие основные характеристики, которые в XXI веке будут определять всю образовательную деятельность: * повышение удельного веса, роли обучающегося в организации процесса своего обучения; * видоизменение характера взаимоотношений между обучающим и обучающимся, установление отношений равного партнерства; * приобретение большей гибкости организации обучения по всем параметрам (места, сроков, времени, программ, содержания, форм и методов обучения); * возникновение новых технологий и техник обучения; * расширение сферы образования за пределы рамок формального образования, превращение ее в сферу образовательных услуг, ориентированную в первую очередь на удовлетворение образовательных потребностей конкретного индивида. Наконец, образование взрослых дало мощный толчок исследовательской мысли и вызвало к жизни или способствовало появлению новых наук об образовании (эдукологии, экономики и социологии образования, философии образования), среди которых важнейшей по степени своей новизны, актуальности, общественной востребованности и глубины осмысления процесса обучения и деятельности обучения явилась андрагогика. Эта новая наука стала теоретическим фундаментом обучения взрослых. Она обосновывает деятельности обучающегося и обучающего, выявляет закономерности организации процесса обучения взрослых людей, определяет основные технологические операции, технические действия и функции обучающегося и обучающего, помогает взрослым людям в самом важном, но и очень трудном деле - в деятельности по своему обучению. Все эти моменты оказали свое воздействие и на сферу образования взрослых в России. Однако сфера образования взрослых в нашей стране по-прежнему сталкивается с целым рядом проблем, которые серьезно тормозят ее развитие и, как следствие, социально-экономический прогресс России. Как отмечалось автором данных строк в Концепции развития образования взрослых России, еще в 2001 г. одобренной Научно-методическим советом Минобразования РФ по проблемам образования взрослых, институционализации и развитию сферы образования взрослых в России препятствуют пробелы в нормативно-правовой базе, отсутствие должной организационной структуры, недостаточная информационная поддержка, отсутствие рекламно-пропагандистской деятельности, слабая материально-техническая и финансовая база, недостаточное развитие международного сотрудничества. К великому сожалению, все эти аспекты по-прежнему остаются вне поля зрения федеральных органов управления образованием, что тормозит становление образования взрослых, и, следовательно, эффективное социально-экономическое развитие страны. Одними из основных отмеченных в упомянутой Концепции проблем, препятствующих успешному функционированию и развитию сферы образовательных услуг для взрослого населения, были: * недостаточное научное теоретическое обоснование и научно-методическое обеспечение обучения взрослых; * практически полное отсутствие преподавательских кадров, специально подготовленных для обучения взрослых. Какие достижения, проблемы и перспективы развития можно отметить в данных аспектах? Более чем столетний опыт развития образования взрослых как самостоятельной сферы образования (от различных форм внешкольного образования XIX - начала XX века до современных форм общего среднего образования, системы повышения квалификации, заочного и вечернего образования в России, от просвещенческих и профессиональных кружков и школ до современной системы продолженного, или возобновляющегося, образования взрослых в славянских странах и государствах Запада) наглядно и убедительно свидетельствует, что для обучения взрослых нужны свои собственные теория и технология обучения, особые научно-методические материалы, а также специально подготовленные кадры преподавателей, консультантов, тьюторов, управленцев. Решение всех указанных проблем возможно только в рамках и на базе андрагогики как самостоятельной науки об обучении взрослых и как специальности высшего профессионального образования. Теоретические и технологические основы обучения взрослых в нашей стране в последние 5-6 лет стали объектом исследований почти двух десятков диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата педагогических наук. Фундаментальные положения теории и технологии обучения взрослых были исследованы и определены в докторской диссертации автора данных строк. Ряд диссертаций был посвящен анализу андрагогических условий и факторов развития региональных систем образования, в частности, образования взрослых (Калиновский Ю. И., Сафина З.Н.). В нескольких диссертационных исследованиях были рассмотрены проблемы андрагогических подходов к организации обучения в высших учебных заведениях (Ломтева Т. Н, Коноваленко Т.А, Гончар М. В, Кочемасова Н. А, Клячин С. П., Линевич Л. В.). Появляются исследования андрагогических подходов при обучении либо по конкретным учебным дисциплинам (например, иностранному языку - Рыжикова Е.П.), либо специфических контингентов обучающихся (например, сотрудников органов внутренних дел - Петров С.В.). Андрагогические теоретические и методологические подходы к исследованию проблем образования взрослых, имеющих важное значение и для России, прослеживаются в докторской диссертации А.М.Митиной. Вопросы, связанные с обучением взрослых, с андрагогическим подходом к организации обучения и к деятельности специалистов в среде взрослых людей, анализировались также уже в контексте социальных, философских и методологических проблем в смежных науках о человеке, в частности, в философии и социологии. Так, Некрасов В.С. в своей диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук формулирует «концепцию образовательной деятельности взрослых как андрагогически реализованного практического и познавательного преобразования человеком самого себя в условиях здорового общества». Проблемы образования взрослых, деятельности и подготовки специалистов-андрагогов стали предметом глубокого анализа в ряде монографий и научных сборников, опубликованных в последние годы (см., например: Змеёв С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. - М. : Per Se , 2007; Андрагог в открытом обществе : (Материалы рос.-пол. семинара). Под ред. Е. А. Соколовской, Т. В. Шадриной). - СПб. : Ин-т образования взрослых Рос. акад. образования, 2000; Ломтева Т. Н. Андрагогика в контексте гуманистической образовательной парадигмы. - Ставрополь : Изд-во Ставроп. гос. ун-та, 2001; Андрагогика. Вып. 1, 2004 (Ризограф НОУ Экспресс); Проблемы формирования андрагогической компетентности специалистов постдипломного образования: Материалы второй междунар. науч.-практ. конф. каф. педагогики и андрагогики, 16-17 апр. 2002 г. - СПб. : СПбГУПМ. Каф. педагогики и андрагогики , 2002; Сухобская Г. С. Андрагогический подход в организации постдипломного образования педагогов. - Якутск : Изд-во Якутского ун-та , 2003; Калиновский Ю.И. Введение в андрагогику. Мобильность педагога в образовании взрослых. – С-Пб., 2000; Никитин Э.М. и др. Андрагогика: история и современность.- М.: АПКиПРО, 2003). Конкретные вопросы обучения людей разных возрастов в различных условиях и по различным направлениям или учебным дисциплинам анализировались в последние годы в десятках статей, опубликованных в научных и научно-популярных журналах, в том числе и в «Педагогике». Издаваемый Всероссийским обществом «Знание» журнал «Новые знания» полностью посвящен указанным выше проблемам. Таким образом, можно констатировать, что теоретические, методологические и технологические проблемы обучения взрослых в настоящее время находятся в России в стадии достаточно стабильного и неуклонного развития. Тем не менее, к сожалению, остается в силе вывод авторов упоминавшейся Концепции развития образования взрослых России о том, что «научные исследования в области образования взрослых и андрагогики, разработка технологии обучения взрослых, учитывающей социально-психологические особенности взрослых, в России недостаточно масштабны». Нынешние масштабы развития образования взрослых в России требуют значительно более широких и углубленных фундаментальных и прикладных психолого-андрагогических, философских и социологических исследований. В прикладном отношении андрагогика как учебная дисциплина и специальность способствует приобретению всеми желающими умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности, в которой участвуют взрослые люди. В настоящее время каждый, кто выполняет те или иные функции при работе со взрослыми людьми, обязан быть в той или иной мере андрагогом, то есть, иметь определенную специальную - андрагогическую - подготовку. С удовлетворением можно отметить, что все большее число преподавателей, специалистов различных отраслей экономики России понимают это. Вот почему, несмотря на все еще недостаточное теоретическое и научно-методическое обоснование, андрагогика все шире входит в практику обучения различных специалистов в качестве одной из ведущих учебных дисциплин. Так, основы андрагогики введены в качестве дисциплины предметной подготовки (ДПП.Ф.08 «Основы андрагогики») в Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования нового поколения по специальности 033400 Педагогика (Номер государственной регистрации 717 пед/сп (новый) от 31 января 2005 г.). Поэтому в настоящее время андрагогика как учебная дисциплина изучается в высших учебных заведениях, организующих подготовку специалистов по указанной специальности. Андрагогические основы организации обучения являются одной из фундаментальных дисциплин при подготовке, переподготовке и повышении квалификации преподавателей медицинских вузов на кафедре педагогики факультета дополнительного профессионального образования преподавателей Московской медицинской академии им. И.М.Сеченов. Андрагогика изучается в качестве одной из дисциплин при подготовке тьюторов дистантного обучения в курсе «Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования» в Институте Юнеско по информационным технологиям в образовании. Этот учебный курс создан на основе опыта практической работы профессиональных тьюторов в системе дистанционного образования (ДО) и базируется на теоретических положениях педагогики, андрагогики, психологии, а также на эффективных техниках поведения тьютора в открытом образовательном пространстве. Модели тьюторской деятельности разработаны Международным институтом менеджмента (МИМ) ЛИНК – партнером Открытого университета Великобритании. Андрагогика включена в курс «Гуманитарное образование менеджера», предназначенный для руководителей, стремящихся к освоению закономерностей поведения людей ради расширения своих возможностей в управлении. Курс является составной частью программы российского высшего образования «Менеджмент» и обеспечивает в ее рамках изучение гуманитарных дисциплин по дистанционной технологии. Изучается андрагогика как одна из основополагающих учебных дисциплин, вырабатывающих необходимые качества общения со взрослыми, и в многочисленных семинарах и тренингах в бизнес-образовании. Андрагогические принципы организации обучения изучаются в методическом семинаре для молодых преподавателей и аспирантов Финансовой академии при правительстве РФ "Педагогика, андрагогика, психология, методика финансово-экономического образования". Основы андрагогики являются обязательной составной частью дополнительного образования работников, осуществляющих профессиональное обучение безработных граждан и персонала служб занятости в Российском учебном центре Федеральной службы занятости России. На принципах андрагогики и с использованием материалов учебного пособия автора данных строк «Основы андрагогики» (М., 1999) в негосударственном образовательном учреждении (НОУ) гимназии «Школа бизнеса» города Сочи разработана и успешно используется образовательная программа курсов повышения квалификации руководителей образовательных учреждений по теме «Эффективный педагогический менеджмент». Это только некоторые примеры внедрения андрагогики в практику обучения различных специалистов, проходящих курсы подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Однако изучение андрагогики в виде одной из дисциплин определенной учебной программы вовсе не обеспечивает глубокой и фундаментальной психолого-андрагогической подготовки специалиста-андрагога. Андрагоги - это специалисты в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми. Специалисты-андрагоги могут найти себе применение в производственной и социальной сферах: в административно-управленческих структурах, службах производственно-экономического образования, на биржах труда, в службах занятости, социальной помощи, в центрах психологической, медицинской реабилитации, в центрах информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг. Специалисты-андрагоги могут занимать должности: преподавателя-андрагога, консультанта, эксперта, тьютора (куратора, наставника), научного работника, работника управления (администратора, руководителя), методиста, инспектора, социального работника. Основными функционально-должностными обязанностями специалиста андрагога могут быть: 1. Организация и реализация процесса обучения взрослых людей на любых уровнях и в любых сферах непрерывного образования (преподаватель-андрагог). 2. Оказание помощи в научно обоснованной организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса, качества знаний, аттестация андрагогических кадров и учебных заведений для взрослых (инспектор, методист, эксперт, тьютор). 3. Проведение научно-исследовательской работы по проблемам образования взрослых (научный работник). 4. Проведение консультационной, социально-реабилитационной работы со взрослыми по вопросам производственной, учебной, социальной, личной жизни (консультант, социальный работник, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг). 5. Осуществление организационно-управленческой деятельности в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работник управленческого аппарата). Образование и просвещение взрослых является основной сферой деятельности андрагогов. Преподаватель-андрагог - главный специалист в области работы со взрослыми людьми. К сфере их деятельности, естественно, относится также подготовка кадров преподавателей для обучения андрагогов и проведение научных исследований в области образования взрослых. Отрадно, что ныне подготовке специалистов-андрагогов уделяется все большее внимание в практической деятельности образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования. Теоретические разработки проблем андрагогики и практическое осуществление подготовки по андрагогическим дисциплинам осуществляется в настоящее время примерно на 15 кафедрах андрагогики, созданных в различных высших учебных заведениях и образовательных учреждениях системы дополнительного профессионального образования, расположенных в самых разных географических точках России: от Санкт-Петербурга и Пскова до Красноярска. В частности, это кафедры педагогики и андрагогики в Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (зав. кафедрой д.п.н., проф. С.Г.Вершловский), в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования (зав. кафедрой Н.А. Рыбакова), кафедра образования взрослых (андрагогики) Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования в Москве (зав. кафедрой д.п.н., проф. А.П.Ситник), в Институте непрерывного образования Татарского института содействия бизнесу (директор института – д.п.н., доцент З.Н. Сафина), в Институте переподготовки и повышения квалификации специалистов Кубанского госуниверситета, в Институте непрерывного образования Забайкальского госпедуниверситета (зав. кафедрой доцент В.Н. Куликова), в Сибирском университете потребительской кооперации (г. Новосибирск), в Тюменском государственном институте развития регионального образования, в Красноярском госпедуниверситете (зав. кафедрой доцент Ж.С.Тимошкова). Андрагогика является одним из важнейших направлений научной, научно-методической и учебной работы на кафедре педагогики ФДПОП ММА им. И.М.Сеченова, на факультете психологии и педагогики Омского госпедуниверситета, на кафедре управления образовательными системами Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (зав. кафедрой - д.п.н., проф. Т.М. Давыденко) и ряде других образовательных учреждений. Андрагогические аспекты организации обучения лиц разного возраста активно используются в практике обучения и в теоретических разработках в Центре иностранных языков Волгоградского ТГУ (директор центра - д.п.н. А.М. Митина), на кафедре английского языка (зав. кафедрой - д.п.н., проф. Т.Н. Ломтева), на кафедре педагогики Курганского госпедуниверситета (зав. кафедрой - к.п.н. Л.В. Шмелькова) и в других учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования. Проблемы образования взрослых, деятельности и подготовки специалистов-андрагогов рассматриваются и в сфере неформального образования, в частности, в Российском обществе «Знание», в нескольких региональных ассоциациях образования взрослых. Среди них выделяются Северо-Западная и Сибирская региональные ассоциации, которые регулярно проводят недели и фестивали образования взрослых. Активно функционирует Школа андрагогики Псковской региональной ассоциации образования взрослых. Наконец, указанные выше проблемы неоднократно рассматривались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях и семинарах (одно из последних крупных мероприятий подобного рода, Международная конференция «Образование взрослых для новой России», состоялась в Москве 21 – 22 мая 2004 года). К сожалению, практически прекратил свою деятельность созданный при Минобразовании РФ Научно-методический совет по проблемам образования взрослых, призванный при создании координировать и направлять работу по развертыванию научно обоснованной организации образования взрослых и подготовки специалистов-андрагогов в России. Несмотря на довольно активную деятельность указанных выше организаций и учреждений по внедрению андрагогики в практику высшего и дополнительного профессионального образования, по-прежнему отсутствует теоретически и научно-методически обоснованная нормативная база подготовки специалистов-андрагогов. Специалист-андрагог, прежде всего преподаватель, для успешного выполнения своих функций должен обладать высоким уровнем компетентности по дисциплинам общенаучной, общекультурной и профессиональной подготовки, включая блоки медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин. Вместе с тем андрагог обязан быть компетентным специалистом в области психологии взрослых людей, психологии, теории и технологии обучения взрослых, а также обладать необходимыми для работы в среде взрослых людей качествами: терпимостью, эмпатией, коммуникативностью, тактичностью, самокритичностью, организаторскими способностями. Приобретение основных компетнтностей специалиста-андрагога возможно при изучении как основ общенаучных дисциплин, так и соответствующих дисциплин предметной андрагогической подготовки. Следует напомнить, что в конце ХХ века уже предпринималась попытка создать научно-методическую базу подготовки специлистов-андрагогов. В 1994 г. Министерство образования РФ ввело в классификатор специальностей высшего профессионального образования специальность «Андрагогика», а в 1995 г. был утвержден разработанный с участием автора данных строк Государственный стандарт высшего профессионального образования по данной специальности. Однако, к сожалению, в 2000 г. эта специальность и соответствующий Госстандарт были исключены из классификатора специальностей. В настоящее время, нам представляется, назрела острая необходимость во введении специальности «Андрагогика» в классификатор специальностей высшего профессионального образования. Кроме того, как совершенно правомерно настаивают представители образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, необходим и определенный стандарт для получения дополнительной квалификации «Андрагог». Указанные выше основные компетентности специалиста-андрагога можно было бы приобрести: • при обучении по специальности «Андрагогика» на уровне бакалавра и магистра; • при освоении программы для получения дополнительной квалификации «Андрагог», рассчитанной на 1000-1500 учебных часов. Развертывание подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов-андрагогов, обладающих указанными выше компетентностями, помогло бы решить проблемы, препятствующие развитию сферы образовательных услуг для взрослых, которая в XXI веке имеет решающее значение для стабильного, устойчивого и сбалансированного (sustainable) развития современного общества. Необходимо подчеркнуть, что за рубежом, прежде всего в европейских странах, проблемам образования взрослых и подготовки соответствующих специалистов давно уделяется значительное внимание. Практически во всех европейских вузах, прежде всего университетах, имеются либо отделения образования взрослых (Departments of Adult Education, Departments of Continuing Education, Departments of Further Education, etc.), либо факультеты и кафедры андрагогики (как, например, в университетах Сербии, Словении, Польши, Чехии, Германии). В Словении функционирует научно-исследовательский центр андрагогики. В связи с подписанием Россией Болонской декларации этот факт приобретает еще большее значение. Потому введение специальности «Андрагогика» и дополнительной квалификации «Андрагог» и утверждение Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Андрагогика» и Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Андрагог" является актуальной, не терпящей отлагательства задачей. Данная специальность могла бы быть введена прежде всего в вузах и на факультетах психолого-педагогического направления, а дополнительная квалификация – в педагогические и психологические специальности высшего профессионального образования. Кроме того, представляется, что подготовка по дополнительной квалификации "Андрагог" могла бы быть успешно получена и специалистами в области управления, реабилитационной и консультационной работы, специалистами для военных и правоохранительных органов. Предполагается, что данная квалификация может быть получена студентами, обучающимися до уровня специалиста или магистра. Большие возможности для получения данной квалификации открываются в сфере дополнительного профессионального образования, при переподготовке и повышении квалификации специалистов, занятых в сфере образования взрослых и работы со взрослым населением. Представители многих образовательных учреждений системы ДПО неоднократно высказывали пожелания о введении указанной квалификации, во-первых, для ее освоения преподавателями этих учреждений, и, во-вторых, для организации обучения слушателей системы ДПО. В настоящее время для введения указанных выше специальности и дополнительной квалификации имеются и острая потребность, и определенные теоретические, научно-методические и организационные предпосылки и условия. Теоретические предпосылки были рассмотрены выше. Несмотря на необходимость более масштабных теоретических исследований, основная теоретическая база для развертывания подготовки специалистов-андрагогов, можно смело утверждать, в нашей стране создана. Определенные научно-методические условия на сегодняшний день также имеются. В последние годы появилось несколько учебных пособий по основам андрагогики и технологии обучения взрослых (см.: Змеёв С. И. Основы андрагогики. Учеб. пособие для вузов. - М.: Флинта - Наука, 1999; Основы андрагогики : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям: 031000 - Педагогика и психология, 033400-Педагогика. Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Academia, 2003; Змеёв С. И. Технология обучения взрослых. Учебное пособие для вузов. - М., Academia, 2002; Образование взрослых: цели и ценности : [Пособие ] Под ред. Г.С. Сухобской. - СПб. : ИОВ РАО , 2002; Рабочая книга андрагога. Под ред. С. Г. Вершловского. - СПб. : О-во "Знание" Санкт-Петербурга и Ленингр. обл. , 1998). Некоторые из указанных выше работ уже используются при разработке практических курсов обучения взрослых в самых разных областях, прежде всего – в наиболее востребованных ныне сферах бизнеса, маркетинга, а также в педагогическом образовании. О некоторых организационных предпосылках, в частности, о появлении кафедр андрагогики, направлений обучения по андрагогике в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, также было сказано выше. Предложения по формированию Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Андрагог" уже разработаны автором данных строк и представлены в Министерство образования и науки РФ. Все сказанное выше позволяет утверждать, что включение специальности «Андрагогика» и дополнительной квалификации «Андрагог» в перечень специальностей высшего профессионального образования и разработка, утверждение и внедрение в практику высшей школы России Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Андрагогика» и Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Андрагог" является глубоко обоснованной, актуальной и имеющей большие перспективы научно-теоретической и практической задачей. Перспективы развития андрагогики как одного из важнейших направлений учебной и научно-методической деятельности связаны с ее внедрением как учебной дисциплины, а также как специальности и дополнительной квалификации подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в российской высшей школе. Однако, подводя итог вышесказанному, мы вынуждены констатировать, что, несмотря на всю свою востребованность бурно развивающейся сферой образования взрослых в России, несмотря на усилия отдельных ученых, преподавателей практиков, управленцев и общественных деятелей по расширению теоретической, научно-методической и организационно-практической базы, андрагогика как самостоятельная наука об обучении взрослых и как важнейшее направление подготовки специалистов по работе со взрослыми людьми в нашей стране пока не заняла адекватных ее значению позиций в научной и образовательной практике. Необходимы дальнейшие, более масштабные и целенаправленные усилия научной, преподавательской, организационно-управленческой общественности и самих взрослых обучающихся в рамках формального и неформального образования взрослых, прежде всего в сфере высшего и дополнительного профессионального образования, для того, чтобы обеспечить прочную научно и методически обоснованную базу под дальнейшее развитие сферы образовательных услуг для взрослых. Представляется необходимым объединение всех ученых, специалистов, преподавателей, управленцев, общественных деятелей, заинтересованных в развитии образования взрослых и андрагогики, а также в той или иной мере осуществляющих свою деятельность на теоретических и научно-методических основах андрагогики свою профессиональную деятельность, в Общество андрагогов России. Это сообщество могло бы взять на себя функции консолидации всех андрагогов, то есть, специалистов по работе со взрослыми, координации их деятельности в целях внедрения андрагогики в практику обучения взрослых в нашей стране. Как было указано в уже упоминавшейся Концепции развития образования взрослых России, для разработки теоретических, методологических, технологических, научно-методических основ образования взрослых необходимо развернуть масштабные фундаментальные и прикладные исследования проблем образования взрослых, андрагогики, психологии обучения взрослых. Следует ввести в перечень специальностей ВАК специальность "Андрагогика" и рекомендовать Российской академии образования создать отделение по образованию взрослых. В сфере подготовки кадров специалистов необходимо организовать базовую подготовку, послевузовское образование, систематическую переподготовку и повышение квалификации специалистов-андрагогов различных направлений и уровней. Для этого необходимо ввести в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования специальность "Андрагогика" и создать по данной специальности Государственный стандарт высшего профессионального образования, разработать, утвердить и внедрить Государственные требования к образовательным программам для получения дополнительной квалификации андрагога. Для практической реализации всего вышесказанного необходимо развивать организационную структуру сферы образования взрослых. Наряду с уже имеющимися вечерними средними школами, институтами и факультетами повышения квалификации, центрами образования взрослых, народными университетами, различными государственными, кооперативными, общественными курсами подготовки взрослых необходимо создавать различные новые организационные формы обучения взрослых, в частности, внутри фирм, при высших и средних специальных учебных заведениях, и не только для повышения квалификации, но и с другими задачами, для обучения взрослых на разных уровнях образования, для удовлетворения различных образовательных потребностей взрослого населения.

Hosted by uCoz