ЗМЕЁВ С.И. АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. - В: Акмеология:личностное и профессиональное развитие. Материалы Международной научной конференции 7-8 октября 2004 года. - М.: Изд. Дом "ЭКО", ООО "ПКЦ Альтекс", 2004. - С. 244-246. Обучение является основным видом деятельности человека, поскольку создает основу для осуществления любого другого вида его деятельности. Вершинным, акмеологическим достижением в данном виде деятельности является приобретение человеком способности самостоятельно организовать процесс своего обучения и стать homo autostudens - человеком самообучающимся. Самообучающийся человек – это индивид, достигший определенного уровня компетентности в деятельности обучения, овладевший теми умениями, знаниями, навыками, личностными качествами и ценностными ориентациями, которые определяются моделью компетентности обучающегося. В рамках данной модели для успешной организации своего обучения обучающийся должен: 1. знать: • что такое процесс обучения, его структуру и этапы; • каковы функции и действия его участников; • свои возрастные психо-физиологические и социально-психологические особенности; • собственные образовательные потребности; • существующие модели обучения; • современные виды обучения; • доступные источники и средства обучения; • необходимые методы и формы обучения; • доступные программы обучения. 2. уметь: • определить цели обучения; • выбрать необходимые программы, источники, средства, методы и формы обучения; • спланировать и организовать процесс своего обучения; • осуществлять процесс своего обучения; • оценивать результаты и качество обучения; • применять полученные знания, умения, навыки на практике; • вносить необходимые коррективы в организацию процесса своего обучения. 3. иметь (приобрести) навыки учебной работы: • поиска необходимой информации; • овладения данной информацией (навыки аудирования - слушания, наблюдения, чтения, письма), запоминания, воспроизведения информации. 4. обладать необходимыми личностными качествами: • энтузиазмом; • упорством и настойчивостью; • терпимостью; • организаторскими способностями; и такими ценностными ориентациями, как: • уважение человеческой личности; • представление о человеке как о самоценном, саморазвивающемся и самоуправляемом субъекте ноосферы; • признание и уважение плюрализма жизненных позиций, • понимание учения как способа жизнедеятельности человека; • осознание и признание равноправной роли обучающихся в процессе обучения. Достижению указанной выше стадии развития человека способствует овладение им андрагогическими принципами организации обучения. Важнейшим из них выступает принцип приоритета самостоятельной деятельности обучающегося. Данный принцип постулирует ведущую роль обучающегося в организации процесса своего обучения. Однако деятельность обучения характеризуется тем, что она может быть выполнена только при наличии двух субъектов: обучающегося и обучающего. Потому вторым важнейшим андрагогическим принципом обучения выступает принцип совместной деятельности. Он предусматривает совместную деятельность обучающегося с обучающим, а также с другими обучающимися на всех этапах процесса обучения: психолого-андрагогической диагностики обучающихся, планирования, создания благоприятных условий, реализации, оценивания и коррекции процесса обучения. Принцип опоры на опыт обучающегося предусматривает использование жизненного (бытового, социального, профессионального) опыта обучающегося в качестве одного из источников обучения как его самого, так и его товарищей. В соответствии с принципом индивидуализации обучения каждый обучающийся совместно с обучающим, а в некоторых случаях и с другими обучающимися, создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психо-физиологические, когнитивные особенности обучающегося. Принцип контекстности обучения предполагает, что обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентировано на выполнение им социальных ролей или совершенствование личности, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). Принцип актуализации результатов обучения ориентирует построение обучения на безотлагательное применение на практике приобретенных обучающимся знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций. Принцип элективности обучения означает предоставление обучающемуся определенной свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обучения, оценивания результатов обучения, а также самих обучающих. Согласно принципу развития образовательных потребностей, во-первых, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения тех материалов, без освоения которых невозможно достижение поставленной цели обучения; во-вторых, процесс обучения строится в целях формирования у обучающихся новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели обучения. Наконец принцип осознанности обучения означает осознание, осмысление обучающимся и обучающим всех параметров процесса обучения и своих действий по организации процесса обучения. Организация обучения на базе указанных принципов позволяет с высокой степенью гарантированности достигать реализации потенциальных возможностей человека, его самореализации в основном виде своей деятельности – обучении. Она предоставляет обучающимся возможность активно и реально участвовать в планировании, реализации, оценивании и коррекции процесса обучения. Это позволяет обучающемуся реально влиять на содержание, формы и методы обучения, контролировать организацию обучения, адаптировать обучение к своим индивидуальным потребностям и особенностям. То есть, становится возможным сделать обучение строго индивидуализированным, адресным, четким и функциональным. Однако такое участие обучающегося в организации процесса обучения невозможно без выработки определенной позиции, личностных качеств и навыков обучающегося. Андрагогические основы организации обучения предопределяют развитие у обучающегося самостоятельного, творческого и ответственного подхода к своему обучению, приобретение им навыков и умений организации главнейшего вида человеческой деятельности - деятельности учения. Технология обучения взрослых способствует вовлечению обучающегося в процесс постоянного самосовершенствования и выработке его навыков. Участие в организации процесса своего обучения значительно повышает заинтересованность обучающегося в достижении запланированных результатов обучения, а следовательно - уровень мотивации обучения. Андрагогические основы организации обучения дают возможность и предопределяют организацию реальной совместной деятельности как обучающегося с обучающим, так и самих обучающихся между собой. Совместная деятельность активных участников процесса обучения позволяет значительно повысить эффективность, реальную значимость процесса обучения для каждого обучающегося. Приобретенные умения и навыки организации деятельности своего обучения неизбежно оказывают положительное воздействие и на профессиональную деятельность обучающегося. Организация обучения на андрагогических принципах воздействует и на процесс личностного развития обучающихся. Вовлеченность обучающихся в реальную деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения, приоритет их самостоятельной деятельности, учет их конкретных жизненных обстоятельств, проблем и целей, определенная свобода выбора ими всех параметров обучения, совместная с обучающим и другими обучающимися деятельность по своему обучению приводят к тому, что обучающийся чувствует себя в процессе обучения самостоятельной, самоуправляемой, самореализующейся личностью. Это способствует самоутверждению обучающихся, обретению уверенности в своих возможностях, способностях, силах. Андрагогические основы организации обучения нацелены на развитие творческих начал, они способствуют их выработке, утверждению и проявлению, причем не только в процессе обучения, но также и в других сферах жизни. Определяемое технологией обучения взрослых участие в совместной деятельности с обучающим и другими обучающимися, решение совместных задач, атмосфера взаимопомощи способствуют социализации обучающегося, развитию навыков коллективной работы, реально вырабатывают умение сочетать личную ответственность и общественные интересы. Формирование и развитие стремления и навыков постоянного самосовершенствования благотворно влияют на развитие образовательных и - шире - духовных потребностей личности. Наконец, обязательная при обучении взрослых атмосфера взаимного уважения, терпимости, уважения жизненных позиций участников процесса обучения неизбежно приводит к развитию гуманистических ценностных ориентаций обучающихся. Итак, в процессе обучения, построенного на андрагогических основах, у обучающегося, чувствующего себя самостоятельной, самоуправляемой, самореализующейся личностью, формируется самостоятельный, творческий и ответственный подход и к своему обучению, и к другим видам своей деятельности. Андрагогическая организация обучения ведет к социализации обучающегося, развитию навыков коллективной работы. Она способствует: вовлечению обучающегося в процесс постоянного самосовершенствования и выработке его навыков; развитию образовательных и - шире - духовных потребностей личности; формированию и укреплению гуманистических ценностных ориентаций обучающихся. Таким образом, андрагогическая организация обучения способствует достижению человеком вершинных, акмеологических проявлений в основном виде своей деятельности – обучении, а также в профессиональной деятельности и в личностном развитии.

Hosted by uCoz