АНТРОПАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ - ОДНОГО ИЗ ОСНОВНЫХ СПОСОБОВ ПРОДЛЕНИЯ АКТИВНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Продление активного периода жизнедеятельности человека в настоящее время становится в ряд важнейших социально-экономических и социально-психологических проблем в связи с увеличением возраста жизни и ростом доли населения пожилого возраста, а также определенным демографическим спадом в количестве трудоспособного населения. Пути и способы решения данной проблемы оказываются в центре внимания различных наук, в том числе психологии и наук об образовании. Наверное, важнейшим направлением решения указанной проблемы является создание такой окружающей среды (в широком смысле этого слова), которая бы способствовала активному участию человека в различных сферах общественной жизни до глубокой старости. И здесь, можно сказать, решающее значение может сыграть психология с ее исследованиями психологических аспектов и факторов этой среды. А одним из основных способов, или инструментов, решения, несомненно, является обучение. В настоящее время ученые физиологи, психологи, социологи, философы и исследователи проблем образования установили, что человек на протяжении своей жизни проходит через три больших, достаточно четко обозначенных, имеющих свои явно выраженные особенности этапа. (слайд) Первый этап можно определить как «невзрослость», подразделяющийся, в свою очередь, условно, на детство, отрочество (подростковый возраст), юность. Этот этап, по разным экспертным оценкам, длится примерно до 18-22 лет, то есть, в среднем – до 20. Второй этап – взрослость – длится от 20 до примерно 65 лет (по разным оценкам – от 18-24 до 60-70 лет). Он подразделяется на периоды ранней взрослости, или молодости, (примерно до 35 лет), зрелости (примерно до 50 лет) и поздней взрослости. Наконец, после 65 лет наступает период пожилого, или «золотого», «третьего» возраста. (Некоторые ученые выделяют и четвертый этап – старость, наступающий, по их мнению, после 80-85 лет). На каждом из этих этапов биологического, психического и социального развития человек выполняет несколько различных основных видов деятельности: семейно-бытовую, общественную (социальную), профессиональную, - и, соответственно, выполняет несколько соответствующих типологических социальных ролей. (слайд) Достигая своих пиковых значений в период взрослости, указанные виды деятельности снижают свои масштабы и интенсивность в пожилом возрасте. (слайд) В связи с этим у человека, как правило, возникает синдром снижения эффективности жизнедеятельности и ощущение социально-психологического дискомфорта. Однако относительно постоянным и не столь резко снижающимся видом деятельности человека на протяжении всего его жизненного цикла остается основный вид – обучение в его трех разновидностях: формальное, неформальное, информальное. Формальное образование (слайд) (англ. - formal education) - организация обучения, отвечающая пяти основным требованиям: это обучение: 1. в специально предназначенных для обучения учреждениях; 2. специально подготовленным персоналом; 3. ведущее к получению общепризнанного документа об образовании; 4. систематизированное; 5. характеризующееся целенаправленной деятельностью обучающихся. Внеформальное образование (слайд) (англ. - non-formal education) - организация обучения, характеризующаяся двумя параметрами: 1. систематизированное обучение; 2. обучение, отличающееся целенаправленной деятельностью обучающихся. Неформальное образование (слайд) (англ. - informal education) - неорганизованное обучение, не имеющее ни одного из параметров, характеризующих формальное обучение. В настоящее время неуклонно повышающийся уровень развития основных жизненных потребностей современного человека повлек за собой расширение спектра и интенсификацию его основных образовательных потребностей. (слайд) Необходимость удовлетворения этих потребностей, а также современный уровень социально-экономического развития человечества требуют и позволяют продлить процесс обучения не только в информальном, но и в неформальном и даже формальном формате. Следствием этих потребностей и запросов в последние годы, в условиях стремительного социально-экономического прогресса и глобализационных процессов, стало масштабное и стремительное распространение во всем мире различных видов образования взрослых и пожилых людей. Образовательные услуги, предоставляемые указанным лицам, позволяют существенно продлить активную фазу жизнедеятельности современного человека, что важно как для отдельного человека, так и для общества в целом. Однако обозначенные выше формы обучения далеко не в достаточной мере используются в указанных целях, их эффективность еще не отвечает потребностям конкретных людей, требованиям социально-экономической сферы и всего общества в целом. Отчасти это происходит и потому, что данные формы обучения организуются на недостаточно теоретически и научно-методически обоснованных принципах, в эмпирически найденных формах и преследуют далеко не всегда четко определенные цели. Между тем современный уровень развития наук об образовании уже сегодня позволяет организовать обучение взрослых и пожилых людей на достаточно прочном теоретическом и методическом фундаменте. Организация процесса обучения человека в период невзрослости, как известно, продолжает успешно изучать широко распространенная и глубоко укоренившаяся наука об обучении детей педагогика. (слайд) В период взрослости в настоящее время его исследует новая ветвь наук об образовании и о человеке – андрагогика - от греч. andrōs (род. падеж от слова - aner взрослый, зрелый мужчина) + agō (веду). Она исходит из того, что: обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения; взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым; он обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения; взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели; он рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств; учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временны́ми, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами и процесс обучения взрослого человека организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, создания условий, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции. Опираясь на эти исходные посылки, андрагогика формулирует специфические принципы обучения и разрабатывает технологию обучения, которые, с одной стороны, в определенной степени коррелируют с педагогическими принципами, с педагогической моделью обучения, но с другой стороны, - четко намечают иные подходы к организации обучения, нежели в педагогике. Организация процесса обучения лиц пожилого возраста, масштабы которого в наши дни становятся все больше, в различных странах, в том числе и в России, становится предметом новой ветви наук об образовании и человеке - геронтагогики - от греч. gerontōs (род. падеж от слова geron - пожилой человек) + agō (веду). В ее рамках уже определены некоторые исходные положения, в частности, касающиеся особенностей образовательных потребностей, целей, методов, форм, затруднений обучения пожилых людей. Однако фундаментальный императив исследования человека в его цельности порождает необходимость не растаскивать человека в непрерывности процесса его обучения на отдельные части по разным наукам, а найти какую-то интеграционную науку, которая бы позволила исследовать процесс обучения человека в целостности, на протяжении всей его жизни, хотя и с очевидными особенностями каждого жизненного периода. Такой наукой могла бы стать антропагогика (от греч. antropōs - человек + agō - веду). (слайд) Этим термином, предложенным Е.Н.Медынским в 1920 г. для обозначения исследований проблем внешкольного образования, можно определить науку, синтезирующую закономерности обучения человека в разные периоды своей жизни, исследуемые педагогикой, андрагогикой и геронтагогикой. Главными особенностями антропагогического подхода к организации обучения являются: применение обучающими и обучающимися тех параметров, которые бы соответствовали возрастным социально-психологическим особенностям обучающихся, целям, содержанию и условиям обучения; формирование и развитие у обучающихся умений и навыков самостоятельной организации своего обучения и достижения компетентости человека как homo autostudens (существа самообучающегося). На фундаменте основных теоретических и научно-методических положений антропагогики возможно более эффективно организовать обучение и невзрослых, и взрослых, и пожилых людей, что позволило бы значительно увеличить активную фазу жизнедеятельности современного человека. - 5-я Российская конференция по экологической психологии. 26-27 ноября 2008 года. Москва. – М., 2008.

Hosted by uCoz