С.И.ЗМЕЁВ. - ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ-АНДРАГОГОВ В РОССИИ. - Современные тенденции развития образования взрослых. – Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Красноярск, 16-17 июня 2008 г. – Красноярск, 2008. – с. 91-95. В России, как и в Европе, «образование взрослых играет ключевую роль в развитии гражданственности (социальный капитал) и компетентности (человеческий капитал)» [3]. К сожалению, пока в нашем государстве не осознается «необходимость построения высококачественной и общедоступной системы образования взрослых», которую остро чувствуют в странах объединенной Европы, в связи с чем Европейская комиссия в сентябре 2007 г. приняла специальный план действий в указанной сфере, озаглавленный «Учиться можно всегда» [4]. Основным звеном в создании и развитии сферы образовательных услуг для взрослого населения, как уже отмечалось автором в разработанной им совместно с рядом ученых и специалистов еще в 2001 г. Концепции развития образования взрослых России, несомненно, являются кадры андрагогов - специалистов в области учебной, воспитательной, реабилитационной, информационно-ориентационной и организационной работы со взрослыми в производственной и социальной сферах: в административно-управленческих структурах, службах производственно-экономического образования, на биржах труда, в службах занятости, социальной помощи, в центрах психологической, медицинской реабилитации, в центрах информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг. Однако основной сферой деятельности андрагогов является образование и просвещение взрослых. Преподаватель-андрагог - главный специалист в области работы со взрослыми людьми. К сфере их деятельности, естественно, относится также подготовка кадров преподавателей для обучения андрагогов и проведение научных исследований в области образования взрослых. Как отмечал автор на II-й Всероссийской научно-практической конференции "Современные тенденции развития образования взрослых" в 2007 г., «развертывание подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов-андрагогов помогло бы решить проблемы, препятствующие развитию сферы образовательных услуг для взрослых, которая в XXI веке имеет решающее значение для стабильного, устойчивого и сбалансированного (sustainable) развития современного общества» [2, с.11-12]. Прежде всего это касается преподавателей, управленцев, тьюторов, консультантов, специалистов в сфере информационно-ориентационной работы в сфере образовательных услуг. В указанной публикации отмечалось, что в настоящее время в России имеются и острая потребность, и определенные теоретические, научно-методические и организационные предпосылки и условия. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что эти условия и предпосылки дают определенные возможности для организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров специалистов-андрагогов, но они далеко не полны и недостаточны, учитывая масштабы предстоящей работы по созданию сферы образовательных услуг для взрослых. Во-первых, еще далеко не изучены сами потребности в специалистах-андрагогах. Пока эти потребности определяются методом экспертных оценок. Однако необходимо провести глубокие маркетинговые исследования данной проблемы. Само собой разумеется, что фундаментальные и прикладные теоретические исследования проблематики образования взрослых и формирования кадров специалистов-андрагогов необходимо расширить и углубить. В частности, эти исследования следовало бы осуществлять, опираясь на представление о взаимосвязанных жизненных циклах развития человека, рассматривая процесс обучения человека не только по частям, но в целостности, на протяжении всей его жизни, хотя и с очевидными особенностями каждого жизненного периода, в рамках антропагогики (науки об обучении человека на протяжении жизни), синтезирующей закономерности обучения человека в разные периоды своей жизни, исследуемые педагогикой, андрагогикой и геронтагогикой (наукой об обучении лиц пожилого возраста) [1, с.211-212] . Однако на данном этапе основным направлением усилий представляется создание научно-методической базы подготовки, переподготовки и повышения квалификации прежде всего специалистов образовательной сферы. Необходимо создание Государственного стандарта по специальности «Андрагогика», дальнейшее совершенствование предложенных автором Государственных требований к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки для получения дополнительной квалификации "Андрагог" [1, с. 224-234], используя компетентостный подход, уточняя основные компетенции и комнпетентности (знания, умения, навыки, личностные качества и ценностные ориентации) указанных специалистов. Специалист-андрагог, прежде всего преподаватель, для успешного выполнения своих функций должен обладать высоким уровнем компетентности по дисциплинам общенаучной, общекультурной и профессиональной подготовки, включая блоки медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин. Вместе с тем андрагог обязан быть компетентным специалистом в области психологии взрослых людей, психологии, теории и технологии обучения взрослых, а также обладать необходимыми для работы в среде взрослых людей личностными качествами и ценностными ориентациями. Важнейшим направлением усилий ученых и работников образования является создание организационной структуры подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов образовательной сферы – сети кафедр андрагогики в высших учебных заведениях и образовательных учреждениях системы дополнительного профессионального образования, которые бы взяли на себя теоретические исследования проблем андрагогики, разработки научно-методических материалов и практическое осуществление подготовки специалистов образовательной сферы по андрагогическим дисциплинам. В современных условиях, когда вузы получили большую свободу в определении вузовских программ обучения, создание кафедр и введение курсов обучения по подготовке андрагогов вполне реально. Кроме того, подготовку по андрагогическим дисциплинам возможно включить и в программы обучения для получения диплома преподавателя высшей школы. Наконец, представляется необходимым объединение всех ученых, специалистов, преподавателей, управленцев, общественных деятелей, заинтересованных в развитии образования взрослых и андрагогики, а также в той или иной мере осуществляющих свою профессиональную деятельность на теоретических и научно-методических основах андрагогики, в Общество андрагогов России. Это сообщество могло бы взять на себя функции консолидации всех андрагогов, то есть, специалистов по работе со взрослыми, координации их деятельности в целях внедрения андрагогики в практику обучения взрослых в нашей стране. Литература 1. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: Per se, 2007. 2. Современные тенденции развития образования взрослых. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию КГПУ им. В.П.Астафьева. Красноярск, 10-12 октября 2007 г. – Красноярск, 2008. – с. 11-12. 3. Communication de la Commission: «Éducation et formation des adultes: il n'est jamais trop tard pour apprendre», COM(2006) 614, 23.10.2006. 4. Communication de la Commission: Plan d’action sur l’éducation et la formation des adultes. C’est toujours le moment d’apprendre. - Bruxelles, le 27.9.2007. - COM(2007) 558 final.

Hosted by uCoz