ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ Змеёв С.И. 1-й МГМУ им. И.М.Сеченова, Москва В условиях обострения и глобализации всех социально-экономических, социально-психологических, культурно-этических проблем бытия современного человека преподаватель высшей школы становится одной из ключевых фигур развития не только образовательной сферы и науки, что было всегда, но и социально-экономического развития всего общества. Происходит это потому, что современная высшая школа всё более вовлекается в процесс реализации основополагающей концепции функционирования и развития сферы образования в наши дни – концепции непрерывного обучения человека на протяжении всей его жизни. Эта концепция постулирует непрерывное обучение как способ жизнедеятельности человека, процесс приобретения им необходимых знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций по мере возникновения потребности в них, происходящий на протяжении всей жизни человека, а также предусматривает создание условий, обеспечивающих непрерывное обучение человека. В настоящее время в наиболее развитых странах мира высшие учебные заведения, прежде всего университеты, превратились в многоуровневые и многофункциональные учебные заведения, на практике обеспечивающие непрерывное обучение человека на протяжении всей его жизни. В них организуется обучение на трех уровнях высшего образования (первый общенаучный цикл, второй профессиональный и третий научный), разноуровневая подготовка и переподготовка на отделениях образования взрослых, обучение пожилых людей в так называемых «университетах третьего возраста». В некоторых вузах осуществляется и обучение по программам старших классов средней школы, а также некоторых учебных заведений профессионально-технического образования. Такое положение вещей коренным образом изменяет компетенции и компетентности современного преподавателя высшей школы. Современный преподаватель высшей школы для эффективного осуществления своей деятельности, помимо наличия фундаментальной подготовки по преподаваемой дисциплине, должен обладать основной компетенцией - умением организовать процесс обучения лиц различных возрастных категорий и социально-психологических особенностей. (Компетенцию мы определяем как умение выполнять действия и функции субъекта определенного вида деятельности, основанное на необходимых знаниях, навыках, личностных качествах и ценностных ориентациях). Для этого ему необходимо владеть различными моделями деятельности обучающего, представляющими собой систему действий и функций, выполняемых им на каждом из шести этапов процесса обучения (диагностики обучающихся, планирования, создания условий, реализации, оценивания и коррекции процесса обучения [1, с. 191, 12-13])., То есть, он должен уметь выполнять различные основные технические действия и функции, предусматриваемые педагогикой, андрагогикой и геронтагогикой (или, определяя более общим термином, антропагогикой [1, с.211-212]), и варьировать их в зависимости от характеристик обучающихся, целей, содержания и условий их обучения. Модель деятельности педагога, преподавателя, обучающего невзрослых, предусматривает следующие основные действия и функции. Действия: 1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований на этапе диагностики. 2. Создание планов учебной и воспитательной работы на этапе планирования. 3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения. 4. Проведение диагностических опросов; отслеживание учебной работы обучаемых; использование предусмотренных программой обучения содержания, источников, средств, форм обучения на этапе реализации процесса обучения. 5. Проведение мероприятий, предусмотренных планом воспитательной работы. 6. Проведение предусмотренных программой обучения контрольных мероприятий для оценивания достижений обучаемых в обучении на этапе оценивания процесса обучения. 7. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и контроля на этапе коррекции процесса обучения. Функции: 1) источник знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, предусмотренных планами учебной и воспитательной работы; 2) организатор процесса обучения (учебной, воспитательной и внеаудиторной работы); 3) исполнитель программы обучения и воспитания; 4) создатель необходимых комфортных условий обучения. Модель деятельности преподавателя-андрагога, обучающего взрослых, может быть представлена следующим образом. Действия: 1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований на этапе диагностики обучающихся. 2. Совместное создание индивидуальной программы обучения каждого конкретного обучающегося на этапе планирования. 3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения на этапе создания оптимальных условий обучения. 4. Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся содержания, источников, средств, форм и методов обучения на этапе реализации процесса обучения. 5. Использование различных критериев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении на этапе оценивания процесса обучения. 6. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, в средства обучения и оценивания на этапе коррекции процесса обучения. Функции: 1) эксперт по технологии обучения взрослых; 2) организатор совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучения; 3) соавтор (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучения; 4) наставник, консультант, вдохновитель взрослых обучающихся; 5) создатель необходимых комфортных условий обучения; 6) источник знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых обучающимся. Деятельность преподавателя-геронтагога, обучающего пожилых людей, могла бы выглядеть таким образом. Действия. 1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований. 2. Создание планов учебной работы и индивидуализированной программы обучения обучающихся в рамках общегрупповой программы. 3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения. 4. Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся содержания, источников, средств, форм и методов обучения. 5. Проведение предусмотренных программой обучения контрольных мероприятий для оценивания достижений обучаемых в обучении с учетом особенностей конкретных обучающихся. 6. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания. Функции: – эксперт по технологии обучения пожилых; организатор процесса обучения при посильном участии пожилых обучающихся; соавтор (совместно с обучающимся) индивидуализированной программы обучения; источник знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, предусмотренных программой обучения; наставник, консультант, вдохновитель пожилых обучающихся; создатель необходимых комфортных условий обучения. Умение выполнять указанные выше действия и функции и представляет собой основную компетенцию преподавателя высшей школы. Разумеется, для осуществления своей деятельности по обучению обучающихся с различными социально-психологическими возрастными особенностями преподаватель высшего учебного заведения должен иметь и соответствующую – антропагогическую – подготовку, определяемую моделью компетентности, то есть системой умений, знаний, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, которые необходимы преподавателю для реализации своих компетенций. В модель компетентности современного преподавателя вуза входят, во-первых, такие основные умения, как определение образовательных потребностей обучающихся, определение уровня подготовки обучающихся, выявление объема и характера жизненного опыта обучающихся и возможности его использования в процессе обучения, выявление когнитивного и учебного стилей обучающихся, выявление психофизиологических особенностей обучающихся, использование различных методик и средств психолого-педагогической, психолого-андрагогической и психолого-геронтагогической диагностики обучающихся, определение, формулирование и доведения до уровня осознания целей и стратегии обучения конкретных обучающихся, отбор и структурирование содержания обучения, отбор источников, средств, форм и методов обучения, разработка либо уточнение учебных планов, программ или контрактов, создание комфортных физических и психологических условий обучения, обеспечение учебного процесса необходимыми учебно-методическими источниками и средствами обучения, проведение оперативной психолого-физиологической, социально-психологической, когнитивной и функциональной диагностики обучающихся, создание учебных ситуаций, организация совместной деятельности всех участников процесса обучения, определение и использование различных критериев, форм, методов, средств и процедур оценивания достижений обучающихся и всего процесса обучения, проведение предусмотренных учебной программой контрольных мероприятий для оценивания достижений обучаемых в обучении, определение изменений личностных качеств и мотивационно-ценностных установок обучающихся, развитие и определение перспектив образовательных потребностей обучающихся, коррекция процесса обучения. Во-вторых, модель компетентности преподавателя вуза предусматривает овладение такими знаниями, как: теория обучения невзрослых, взрослых и пожилых, возрастные личностные психофизиологические, социальные, профессиональные особенности невзрослых, взрослых и пожилых обучающихся, психология обучения невзрослых, взрослых и пожилых людей, основы философии и социологии образования, технология обучения невзрослых, взрослых и пожилых обучающихся, технология самостоятельного обучения, организационные основы сферы образования, историческое развитие педагогических, андрагогических и геронтагогических концепций и идей, экономические и правовые аспекты образования, организация и технология дистанционного обучения, методики обучения конкретных учебных дисциплин. В-третьих, преподаватель вуза должен обладать такими навыками, как: проведение психолого-антропагогической диагностики обучающихся и обработки ее результатов, практическое осуществление преподавания, работа с научной и учебно-методической литературой, работа на компьютере, организационная работа, разработка учебно-методических материалов. Наконец, современный преподаватель вуза обязан обладать такими профессионально значимыми личностными качествами, как доброжелательность, эмпатия, коммуникативность, энтузиазм, терпимость, корректность, тактичность, самокритичность, артистичность, организаторские способности, стремление к лидерству, стремление к постоянному самосовершенствованию и такими важнейшими ценностными ориентациями, как уважение человеческой личности, представление о человеке как о самоценном, саморазвивающемся и самоуправляемом субъекте ноосферы, признание и уважение плюрализма жизненных позиций, понимание учения как способа жизнедеятельности человека, осознание и признание определенной возрастными социально-психологическими особенностями роли обучающихся в организации процесса обучения, осознание своей роли наставника и организатора, обеспечивающего процесс обучения разновозрастных обучающихся, гуманистические и демократические принципы воспитания и образования невзрослых обучающихся. Указанные выше умения, знания, навыки, личностные качества и ценностные ориентации необходимы преподавателю для реализации своей деятельности по обучению. Однако современный преподаватель высшего учебного заведения осуществляет также научно-исследовательскую и культурно-просветительскую деятельности. И в этих видах деятельности ему необходимо обладать такими умениями и навыками, как: владение методами научных исследований и организации коллективной научно-исследовательской работы по проблемам образования; умение выявлять взаимосвязи научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, умение использовать результаты научных исследований для совершенствования образовательного процесса; умения руководить работой научно-исследовательских кружков, творческих групп, методических объединений, школ передового опыта, руководить творческими семинарами и творческими группами по разработке актуальных проблем в области образования, использовать знания культуры и искусства в качестве средств формирования у обучающихся необходимых личностных качеств и ценностных ориентаций. Овладение представленной выше моделью компетентности позволит преподавателю достичь требуемых в европейском едином пространстве высшего образования таких компетентностей, требуемых от выпускников второго цикла высшего образования, как: 1) знания, позволяющие проявить оригинальность (индивидуальность) в развитии или применении идей, часто в исследовательском контексте; 2) умения решать проблемы в новом, незнакомом окружении и в широких, мультидисциплинарных контекстах, интегрировать знания и решать усложненную проблематику, формулировать собственное мнение на основе неполной или ограниченной информации, излагать свои позиции и доводы для профессиональной и непрофессиональной аудитории; 3)навыки самоуправляемого самостоятельного обучения [4]. Постоянное повышение уровня компетентности, предусматриваемого данной моделью компетентности, служит основанием для организации системы непрерывного обучения преподавателей вузов в течение всей жизни. При этом следует учесть, что эта система должна включать в себя не только повышение профессиональной компетентности, но и организацию обучения в целях удовлетворения таких образовательных потребностей, как потребности в обучении для поддержания и улучшения здоровья, улучшения качества семейной жизни, компетентного участия в общественной жизни, содержательного проведения досуга, развития собственной личности. В этом случае преподаватели смогут овладеть теми знаниями, навыками и умениями (компетенциями), которые предусматриваются Европейскими рамочными квалификационными характеристиками (требованиями) для непрерывного обучения, а именно: 1) высокоспециализированными знаниями, некоторые из которых занимают передовые позиции в сфере работы или обучения и составляют основу для оригинальных размышлений и/или научных исследований, а также критическим осознанием существующих проблем в той или иной области или смежных областях знания; 2) специальными навыками решения проблем, требующимися в научных исследованиях и/или инновационной деятельности для развития новых знаний и процедур, а также для объединения знаний из различных областей; 3) умениями (компетенциями) управлять и видоизменять сложные, непредсказуемые и требующие новых стратегических подходов условия работы или обучения, а также брать на себя ответственность за развитие профессиональных знаний и практической деятельности команды и/или за пересмотр его стратегии [2, 3]. Список литературы 1. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: Per se. – 2007. 2. European Qualifications Framework for Lifelong Learning. - European Commission. Education and Culture. - 2008. 3. Recommendation of the European Parliament and of the Council, of 18 December 2006, on key competences for lifelong learning [Official Journal L 394 of 30.12.2006] 4. Shared ‘Dublin’ descriptors for Short Cycle, First Cycle, Second Cycle and Third Cycle Awards. - http://www.jointquality.nl/content/descriptors/CompletesetDublinDescriptors.doc\ Опубликовано: Непрерывное образование как ресурс развития региона: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (май-октябрь 2011 г., Барнаул. Россия). - Т. 1: профессиональное образование. – Барнаул: АЗБУКА, 2011. – с. 192-195

Hosted by uCoz