С.И.ЗМЕЁВ
ОБРАЗОВАНИЕ ВЗРОСЛЫХ И ОБРАЗОВАНИЕ XXI ВЕКА. - В: Образование взрослых: тенденции развития. - С.-Пб., 2001. - с.51-54.
< Образование взрослых - ключ к XXI веку. Этот ставший сразу же знаменитым лозунг, сформулированный и представленный широкой мировой общественности в Гамбурге в 1997 году на Международной конференции по проблемам образования взрослых, сразу же стал крылатой фразой, подхваченной и постоянно повторяющейся как практическими работниками, так и учеными сферы образования взрослых. Но что же конкретно скрывается за этой броской фразой? В чем реально выражается роль образования взрослых как ключа, открывающего волшебную дверь в завтрашний и, будем надеяться, более светлый день человечества?
Реальное значение вышеупомянутой фразы заключается в осознании той роли, которую образование взрослых будет играть в XXI веке в социально-экономической, культурной, нравственной, личной жизни человека и воздействовать на все виды деятельности человека. Важнейшим фактором определения ключевой роли образования взрослых для человечества XXI века станет - и уже становится в наши дни! - его влияние на основной вид деятельности человека, которого мы определяем как homo studens - существо учащееся, а именно - на обучение, на его организацию и реализацию.
В чем же конкретно выражается влияние образования взрослых на всю сферу образования, определяя основные пути ее развития в XXI веке?
Чтобы выяснить этот вопрос, необходимо еще раз четко определить наиболее характерные черты образования взрослых. Эти характерные особенности определяются прежде всего и главным образом психо-физиологическими, социальными, профессиональными характеристиками взрослых обучающихся.
Как уже достаточно хорошо известно, взрослого обучающегося отличают пять наиболее характерных особенностей: 1) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
Именно эти социально-психологические черты взрослых обучающихся определяют особенности организации процесса их обучения. И главная из этих особенностей заключается во все возрастающей роли обучающегося в организации процесса своего обучения. Взрослый обучающийся обладает достаточными уровнем самосознания, жизненным опытом, пониманием цели обучения и путей реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств, наконец, достаточно высоким уровнем ответственности для того, чтобы активно и реально участвовать в процессе планирования, реализации и оценивания процесса обучения, а также осуществлять самостоятельную учебную деятельность, играющую ведущую роль в процессе его обучения. Указанные выше особенности взрослого обучающегося и организации процесса его обучения предопределяют высокий уровень заинтересованности, мотивации взрослого обучающегося и, как результат - высокой эффективности процесса обучения.
Указанная выше основная характеристика особенность обучения взрослых, а именно, - ведущая роль обучающегося в процессе своего обучения, предопределяет и будет в дальнейшем предопределять основную тенденцию развития всей сферы образования - тенденцию к освобождению обучающегося (не только взрослого) от жестких рамок системы образования, к обретению им все более значительной роли в процессе своего обучения.
Справедливости ради следует отметить, что мысли о необходимости предоставления обучаемому более весомой доли в учебном процессе посещали многих мыслителей и педагогов и раньше, и в наши дни. Однако только с появлением и развитием образования взрослых стали ясны реальные пути осуществления этой благой идеи.
Собственно говоря, все заметные теории и явления в сфере обучения невзрослых в последние годы (развивающая педагогика, педагогика сотрудничества и другие) стали ничем иным, как попытками привнести в образование невзрослых указанные выше идеи о представлении обучаемому большей свободы в процессе своего обучения. Правда, по объективным причинам, а именно, в связи с недостаточно высоким уровнем самосознания, отсутствием жизненного опыта, реальной жизненной проблемы, уровня ответственности у невзрослых обучаемых, их роль в организации процесса обучения по-прежнему будет подчиненной, неравноправной по отношению к позиции обучающего.
Только взрослый обучающийся может действительно занять равноправную позицию в процессе организации своего обучения.
В уходящем веке этот объективный фактор обучения взрослых в значительной мере повлиял, и будет влиять и в XXI веке, на развитие сферы образования, на появление все новых тенденций, концепций, явлений.
Именно благодаря образованию взрослых во второй половине ХХ века стало возможным в практическом плане говорить и реализовывать на практике такие концепции, как концепция непрерывного образования, свободного (открытого) обучения (open learning -англ.).
Ведь идеи непрерывного обучения человека в течение всей его жизни, отражавшие вековечные чаяния человечества о постоянном самосовершенствовании и не всегда до конца осознанное ощущение главенствующей роли деятельности обучения в жизни каждого конкретного человека, опять-таки давно бродили в светлых умах гениальных наших предшественников, от Сократа, Платона, Кон-Фу-Цзы (Конфуция) и Лао-Цзы до Ф.А.В.Дистервега и К.Д.Ушинского.
Но только с развитием практики образования взрослых и исследований возможностей и способностей взрослого человека, доказавших, что человек может успешно обучаться до глубокой старости, и, конечно же, при создании относительно благоприятных социально-экономических и технологических условий обучения значительной части населения эти идеи обрели реальные черты непрерывного образования. Идеи непрерывного образования, как известно, ныне положены в основу политики развития образовательной сферы в большинстве стран мира. И XXI век, безусловно, станет веком подлинного осуществления концепции непрерывности обучения человека, которая, в принципе, сводится к процессу приобретения им необходимых знаний, умений, навыков и качеств по мере возникновения потребности в них, происходящему на протяжении всей жизни человека. Но в XXI веке эта концепция обретет свое подлинное воплощение, и учение станет воистину способом жизнедеятельности большинства людей на планете.
Концепция свободного ("открытого") обучения, означающая на практике форму организации процесса обучения, основанную на принципе свободы выбора обучающимся времени, места, продолжительности, стоимости, вида и форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования, также возникла и развилась во второй половине ХХ века под влиянием развития различных форм образования взрослых.
Именно развитие образования взрослых, расширение контингента обучающихся, вкупе с развитием технологий передачи информации и расширением возможностей использования телевидения, радио, телефона, компьютеров в учебных целях, стало мощным толчком для развития дистантного обучения, основанного на принципе комбинации и комплексного использования традиционных форм и средств обучения (очного и заочного обучения, печатных учебно-методических материалов) и новых технических средств обучения. Это приводит к новым формам общения обучающихся и обучающих, требует новых подходов к созданию учебно-методических материалов. XXI век станет веком комбинированного обучения, органично, на системных принципах использующего все известные формы представления учебного материала.
Образование взрослых, привнося в сферу образования ориентацию на конкретные потребности обучающегося для решения жизненно важных проблем, на достижение индивидуальных целей обучения, на немедленное применение полученных знаний, умений, навыков и качеств для изменения жизненной ситуации, отводя самому обучающемуся ведущую роль в процессе его обучения, предоставляя ему большую свободу выбора всех параметров процесса его обучения, коренным образом видоизменяет природу взаимоотношений образовательной сферы с человеком, государством, обществом. Образование из закрытой, жесткой, живущей во многом по своим собственным законам и диктующей эти законы своему окружению системы, составляющей, в свою очередь, неотъемлемую часть государственного механизма, превращается в сферу образовательных услуг. Эта сфера живет во многом по основному закону рыночной экономики - закону спроса и предложения, ориентируется на удовлетворение спроса своих потребителей, а не на навязывание своего предложения. Главным потребителем образовательных услуг становится отдельная личность с ее конкретными индивидуальными образовательными потребностями, затем социальная группа, социальные институты (включая государство) и, наконец, общество.
Это изменение во взаимоотношения образования и общества реализуется в большей гибкости образовательной сферы, в большей ее изменяемости, приспособлении к изменяющимся образовательным потребностям человека, государства, общества. Следовательно, это приводит к постоянному ее совершенствованию, обновлению, повышению эффективности.
Образование взрослых решающим образом видоизменяет характер взаимоотношений между обучающимся и обучающим. Обучающий становится все больше исполнителем своей главной функции - эксперта по технологии обучения, организатора совместной деятельности с обучающимся по организации процесса его обучения. В связи с этим стали активно развиваться новые технические приемы обучения, возникла новая технология обучения - технология обучения взрослых.
Большинство из этих изменений возникло в лоне активно развивающегося во второй половине ХХ века так называемого внеформального образования (по терминологии ЮНЕСКО - non-formal education -англ.). Этот вид обучения отличается только двумя основными характеристиками образования: целенаправленной деятельностью обучающихся и обучающих по обучению и систематизированными знаниями, умениями, навыками и качествами, которые осваивают обучающиеся. Ярким примером этого вида обучения в России, например является деятельность общества "Знание" и его самых знаменитых форм обучения взрослых - народных университетов.
Однако все названные выше изменения неизбежно проникают и в сферу формального образования, то есть, в традиционную систему образования, в сферу образования невзрослых.
Итак, образование взрослых, сформировавшись во второй половине ХХ века как самостоятельная, с четко определенными чертами, целями, особенностями организации сфера образовательных услуг, привнесло в сферу всего образования, в том числе и невзрослых, следующие основные характеристики, которые в XXI веке будут определять всю образовательную деятельность:
• повышение удельного веса, роли обучающегося в организации процесса своего обучения;
• видоизменение характера взаимоотношений между обучающим и обучающимся, установление отношений равного партнерства;
• приобретение большей гибкости организации обучения по всем параметрам (места, сроков, времени, программ, содержания, форм и методов обучения);
• возникновение новых технологий и техник обучения;
• расширение сферы образования за пределы рамок формального образования, превращение ее в сферу образовательных услуг, ориентированную в первую очередь на удовлетворение образовательных потребностей конкретного индивида.
Наконец, образование взрослых дало мощный толчок исследовательской мысли и вызвало к жизни или способствовало появлению новых наук об образовании (эдукологии, экономики и социологии образования, философии образования), среди которых важнейшей по степени своей новизны, актуальности, общественной востребованности и глубины осмысления процесса обучения и деятельности обучения явилась андрагогика.
Эта новая наука стала теоретическим фундаментом обучения взрослых. Она обосновывает деятельности обучающегося и обучающего, выявляет закономерности организации процесса обучения взрослых людей, определяет основные технологические операции, технические действия и функции обучающегося и обучающего, помогает взрослым людям в самом важном, но и очень трудном деле - в деятельности по своему обучению.
Именно андрагогика ставит обучающегося не только в равные условия с обучающим, но и отводит ему ведущую роль в организации процесса обучения, обосновывая это положение объективными, научно доказанными факторами. Именно андрагогика не только провозглашает, как это часто случается в педагогике, но и указывает реальные пути достижения активного участия самого обучающегося в деятельности планирования, организации, реализации и оценивания процесса обучения, его содержания, его организации, деятельности обучающих. Именно андрагогика обосновывает объективные потребности и, главное, возможности взрослого обучающегося организовать процесс своего обучения таким образом, чтобы использовать свой жизненный (бытовой, профессиональный, социальный) опыт в качестве одного из важнейших источников обучения. Она доказывает объективную обоснованность стремления взрослого человека к самостоятельности в процессе своего обучения, к четкому отбору содержания обучения для решения своих жизненно важных проблем и выбор наиболее адекватных средств, источников, форм и методов обучения для достижения поставленных обучающимся совместно с обучающим целей обучения. Наконец, андрагогика показывает реальные возможности совместной деятельности обучающегося и обучающего в организации и реализации процесса обучения.
Теория, технология обучения взрослых, история андрагогики, психология обучения взрослых, которая также активно развивается и будет развиваться в XXI веке, образуют фундамент для подготовки специалистов в области обучения взрослых - андрагогов. Появление андрагогики как специальности высшего профессионального образования в России, также вызванное мощным развитием теории и практики обучения взрослых, стало знамением времени. Специалисты подобного рода давно уже требовались в практике образования взрослых. В некоторых странах, таких, как Югославия, Словения, Хорватия, Франция, Канада, США и ряде других, в последние десятилетия ХХ века обратили внимание на подготовку таких специалистов. Но только в России эта проблема была действительно научно обоснована и были определены пути ее решения. Важнейшей задачей является научно-методическое обеспечение подготовки андрагогов, и не только преподавателей, но и социальных работников, управленцев, психологов и т.п. То есть, остро стоит задача подготовки учебных программ, учебных пособий, хрестоматий, методических рекомендаций и т.п. для подготовки специалистов-андрагогов.
Если образование взрослых - это ключ к XXI веку, то андрагогика - это воистину ключ к этому ключу. Нет сомнения, что грядущий век станет веком андрагогики и образования взрослых.
Для развития и теории, и практики образования взрослых, а следовательно, и для развития всей сферы образования, необходимы дальнейшие фундаментальные и прикладные исследования, но также необходима и популяризация достижений науки. Тот факт, что в России существует журнал по проблемам образования взрослых "Новые знания", вселяет надежду, что в этом отношении мы сможем продвинуться вперед.
Итак, образование взрослых в настоящем и в обозримом будущем - это локомотив развития сферы образования, это научная лаборатория и испытательный полигон новых идей и концепций в сфере образования, а следовательно, в важнейшем из видов деятельности человека - в обучении. От того, как в дальнейшем будет развиваться образование взрослых, зависит и состояние сферы образования, и - в значительной степени - состояние экономики, и социально-политическое положение общества, и его нравственность. Вот почему так важно, чтобы образование взрослых развивалось и в теоретическом и в практическом плане, чтобы ключ к XXI веку не ржавел на гвозде, а действительно открывал дверь в будущее всем людям, и взрослым, и невзрослым.