<С.И.Змеёв АНДРАГОГ - НОВАЯ СТАРАЯ ПРОФЕССИЯ. // Мир образования. - М., 1996. - № 5. - с. 28-30. <Наше бурное время рождает новых людей, новые песни, новые профессии. Ныне происходит становление одной из таких профессий - андрагогики. Профессии весьма нужной и важной, захватывающе интересной, необычной своей новизной. Впрочем, как известно, в подлунном мире нет ничего нового, и подчас новое - это хорошо забытое старое, или, по крайней мере, ведущее свое начало из далекого прошлого. Вот и андрагогика - по сути одна из древнейших профессий, обретающая ныне свое новое звучание и новую роль в жизни общества и каждого человека. Андрагогика (по аналогии с термином “педагогика” от греч. aner, andros -взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду) - это наука об обучении взрослых. А обучение взрослых имеет ту же историю, что и человечество. Хронологически оно вообще возникло раньше обучения детей и подростков: ведь для того, чтобы обучать молодое поколение, старшее должно было само чему-то научиться и научить других взрослых, чтобы те, в свою очередь, передавали свой опыт молодежи. Но как самостоятельный вид образования образование взрослых сформировалось лишь в XIX веке. Именно тогда в Дании, Англии, Франции, Германии, а в конце столетия и в России образование взрослых приняло значительный (по тем временам) размах, стало объектом изучения со стороны ученых, начало обогащаться собственными научно-методичекими материалами и стало восприниматься как одна из важных сфер образовательной деятельности государства. Достижение процветания, благополучия, социально-экономической стабильности и благоприятных перспектив развития общества в целом и отдельных личностей стало связываться с образованием взрослых во многих странах мира в 60-70-е годы нашего века. Это было связано, в первую очередь, с расширением масштабов научно-технической революции, с развитием экономики, возникновением новых технологий, а также в связи с таким социальным явлением, как массовая безработица в западных странах. Именно в этот период в таких странах, как США, Франция, Великобритания, ФРГ, Швеция, Япония, Испания, были предприняты энергичные, можно сказать, чрезвычайные меры по развитию профессионального образования взрослых. В частности, практически во всех странах мира были приняты соответствующие законодательные акты, определившие пути развития, источники финансирования и поддержки образования взрослых. В то же время за рубежом все большие масштабы получали общеобразовательная и общекультурная, или общеразвивающая, подготовка взрослых. В развитых странах мира осознали, что для эффективной производственной деятельности человек должен не только хорошо владеть профессиональными навыками, но и быть достаточно развитым в культурном, нравственном, психологическом отношениях, он должен в полной мере ощущать себя полноценной личностью, полноправным членом общества, общины, семьи. На достижение этих целей была направлена и активная социальная борьба трудящихся за свои права в указанные годы. Проблемы развития образования взрослых оказались в фокусе внимания мировой научной общественности. Они детально рассматривались на специальных международных конференциях в 1960 г. в Монреале, в 1972 г. в Токио, в 1985 г. в Париже, в 1976 г. они были одними из важнейших в числе вопросов Генеральной ассамблеи ЮНЕСКО в Найроби. В результате предпринятых государственными органами, бизнесменами и работниками образования усилий значительно возросли масштабы и повысился качественный уровень образования взрослых. Достаточно указать, что, например, в США различными формами образования взрослых охвачено более 50% взрослого населения, во Франции - около 10%, в Канаде -20%, в Швеции - почти 80%. В СССР, кстати говоря, в 1989 г., согласно официальной статистике, различными формами обучения взрослых было охвачено 42,7% трудоспособного населения страны. Несмотря на внушительные масштабы сферы обучения взрослых, до сих пор не существует единого мнения по вопросу самого определения образования взрослых. На Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшейся в Токио в 1972 году, было принято следующее определение: “Выражение “образование взрослых” означает весь комплекс организованных процессов образования, независимо от содержания, уровня и метода, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах и вузах, а также практическое обучение, благодаря которым лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают свои знания, улучшают свою техническую и профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию, или изменяют свои взгляды или поведение в двойной перспективе всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии” (Развитие образования взрослых. Аспекты и тенденции. - Париж, ЮНЕСКО. - Четвертая международная конференция по образованию взрослых. Париж, 19-29 марта 1985 г.- 1985 , с. 17). Это широкое определение позволяет отнести к образованию взрослых любые организованные формы обучения лиц, считающихся взрослыми. На практике, однако, в большинстве стран в него включают в основном организованные не по дневной форме обучения различные виды повышения квалификации и переподготовки лиц с уровнем начальной подготовки от обязательного до среднего специального образования. В России к образованию взрослых исторически относилось так называемое внешкольное образование, затем различные формы ликвидации неграмотности, а в послевоенные годы в СССР теоретики сводили его практически только к общему среднему образованию в вечерних средних школах. Поэтому ныне, когда различные формы образования взрослых мощно развиваются в России, некоторые ученые считают, что “понятие “образование взрослых” в последние годы постепенно теряет даже ту весьма условную определенность, какую оно имело еще в недавнем прошлом” ( Даринский А.В. Кого и как включать в систему образования взрослых. // Педагогика.- М., 1995.- № 2, с. 61). Не случайно, что в принятом в 1992 г. Законе Российской Федерации об образовании понятие “образование взрослых” отсутствует! То есть, если верить этому закону, образования взрослых, этой огромной области образовательной сферы, вообще не существует в природе. На самом же деле образование взрослых - это достаточно четко определяемая структура образовательной сферы. Что же позволяет рассматривать образование взрослых, при всем разнообразии его форм, как некую единую часть сферы образовательных услуг? Прежде всего основное действующее лицо - взрослый обучающийся человек. С нашей точки зрения взрослый - это лицо, обладающее достаточной степенью физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелости, экономической независимости и внутренней свободы для ответственного самоуправляемого поведения. Взрослый обучающийся обладает пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых учеников: 1) он осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью; 2) он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и его коллег; 3) его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели; 4) он стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств; 5) его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями). Названные черты, проявляясь в процессе обучения, в значительной мере определяют и специфику обучения взрослых людей. Итак, образование взрослых можно определить как сферу образовательных услуг для лиц, отнесенных к взрослым обучающимся. К настоящему времени в России сложились следующие формы образования взрослых: - общее среднее образование, осуществляемое в вечерних (сменных) средних школах; - профессионально-техническое образование, организуемое в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах, а также на различных профессионально-технических курсах обучения различной длительности; - среднее специальное образование, реализуемое в заочных средних специальных учебных заведениях и на вечерних и заочных отделениях дневных средних специальных учебных заведений; - высшее образование, организуемое в заочных и дневных с вечерними и заочными отделениями высших учебных заведениях; - последипломное обучение (повышение квалификации) специалистов с высшим и средним специальным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации, как самостоятельных, так и при обычных высших учебных заведениях; - профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, в лекториях общества "Знание", по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения. Более чем столетний опыт развития образования взрослых наглядно и убедительно свидетельствует, что для обучения взрослых нужны свои теория и технология обучения, свои научно-методические материалы, а также специально подготовленные кадры преподавателей, консультантов, тьюторов, управленцев. В середине нашего века в Югославии, Германии, Нидерландах, США, Польше и Советском Союзе появились теоретические и научно-методические работы, положившие начало формированию андрагогики как самостоятельной науки об обучении взрослых. В 1970 г. в США был опубликован фундаментальный труд выдающегося американского теоретика и практика образования взрослых М.Ш.Ноулза “Современная практика образования взрослых”, в котором были сформулированы основополагающие постулаты андрагогики, получившие затем дальнейшее развитие в работах американских, югославских, польских, а также российских ученых. Ныне в России начала складываться и система подготовки специалистов-андрагогов: преподавателей, консультантов, управленцев (менеджеров). По предложению Главного управления педагогического образования Министерства образования РФ приказом Госкомвуза Российской Федерации № 180 от 5 марта 1994 г. в официальный перечень специальностей педагогического профиля высшей школы России включена специальность 03.14.00 “Андрагогика”, создание которой было обосновано сотрудниками лаборатории андрагогики Института общего образования. В течение 1994 г. была проделана громадная работа по разработке Государственных стандартов названных специальностей, в том числе и андрагогики. В этой работе, организованной Главным управлением педобразования, принимали участие ведущие ученые, профессора, специалисты многих педагогических вузов и научных центров России. Андрагогический блок дисциплин Государственного стандарта специальности “Андрагогика” был разработан группой ученых в составе доцента С.И.Змеёва (Институт общего образования Министерства образования), профессоров А.А.Вербицкого (Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов Минвуза РФ) и М.М.Левиной (МПГУ им.В.И.Ленина, кафедра педагогики высшей школы), доцента И.А.Володарской (МГУ им.М.В.Ломоносова, кафедра педагогической психологии ). В июне 1995 г. Государственный стандарт специальности “Андрагогика” был утвержден Госкомвузом Российской Федерации. Данный стандарт служит фундаментом подготовки базового специалиста -андрагога-преподавателя андрагогических дисциплин. Однако специалист, получивший в соответствии со стандартом пятилетнюю профессиональную подготовку, может работать не только в образовательных профессиональных учреждениях в качестве преподавателя андрагогических и педагогических дисциплин, но также в учреждениях, организациях, на предприятиях производственной и социальной сфер в качестве консультанта, эксперта, тьютора, научного работника, работника управленческого аппарата, методиста, инспектора, социального работника. Профессиональная деятельность специалиста-андрагога заключается в обучении, консультировании, оказании социальной помощи и выполнении организационно-управленческих функций в среде взрослых людей. Основными функционально-должностными обязанностями специалиста андрагога могут быть: 1. Организация и реализация процесса обучения взрослых людей на любых уровнях и в любых сферах непрерывного образования (преподаватель-андрагог); 2. Оказание помощи в научно обоснованной организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса, качества знаний, аттестация андрагогических кадров и учебных заведений для взрослых (инспектор, методист, эксперт, тьютор); 3. Проведение научно-исследовательской работы по проблемам образования взрослых (научный работник); 4. Проведение консультационной, социально-реабилитационной работы со взрослыми по вопросам производственной, учебной, социальной, личной жизни (консультант, социальный работник, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг); 5. Осуществление организационно-управленческой деятельности в учебных заведениях, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работник управленческого аппарата). Для осуществления своей деятельности специалист-андрагог должен обладать знаниями о возрастных, физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностях взрослых людей и об их проявлениях в процессах обучения, трудовой, социальной, досуговой, бытовой деятельности; умениями и навыками работы со взрослыми людьми; определенными качествами и ценностными ориентациями. Все перечисленные выше моменты должны позволить специалисту - андрагогу эффективно участвовать в процессах обучения, ориентации, управления, оказания различного рода помощи взрослым людям. Деятельность преподавателя-андрагога сводится к осуществлению совместных с обучающимися действий по планированию, реализации, оцениванию и коррекции процесса обучения взрослых людей. При этом преподаватель решает задачи: а) создания взрослым обучающимся необходимых условий для овладения нужными им знаниями, умениями, навыками, качествами, а также стратегиями, формами, методами обучения; б) вовлечения взрослых обучающихся в деятельность по планированию, реализации, оцениванию и коррекции учебного процесса. Специалист-андрагог, прежде всего преподаватель, для успешного выполнения своих функций должен обладать высоким уровнем компетентности и отвечать сформулированным в Государственном стандарте требованиям к общей образованности, к знаниям и умениям по дисциплинам общекультурной подготовки и профессиональной подготовки, включая блоки медико-биологических, психолого-педагогических и андрагогических дисциплин. Наряду с общими для всех педагогических специальностей знаниями, умениями и навыками, андрагог обязан быть компетентным специалистом в области психологии взрослых людей, психологии, теории и технологии обучения взрослых. Прежде всего андрагогу необходимо иметь целостное представление о взрослом человеке как о самоценном, саморазвивающемся и самоуправляемом субъекте ноосферы. Именно такое понимание взрослого обучающегося позволит андрагогу правильно построить свои взаимоотношения с ним как с основным субъектом процесса их взаимодействия, в том числе и при обучении. Преподавателю-андрагогу важно также осознать и признать эту главенствующую роль обучающегося в процессе его обучения и свою роль наставника и организатора процесса обучения, способствующего достижению обучающимися своих образовательных и развивающих целей. Андрагог сможет эффективно выполнять свои функции лишь в том случае, если будет обладать необходимыми для работы в среде взрослых людей качествами: терпимостью, эмпатией, коммуникативностью, тактичностью, самокритичностью, организаторскими способностями. Именно таких преподавателей начинают готовить в педагогических вузах, прежде всего в Московском государственном открытом педагогическом университете на факультете педагогики и психологии. На основе упомянутого выше Государственного стандарта в лаборатории андрагогики Института общего образования разработаны профессионально-образовательные программы по специальности “Андрагогика” для обучения лиц с высшим профессиональным образованием или с педагогическим образованием на уровне бакалавра. Эти программы предусматривают изучение в течение одного-двух лет по заочной или очно-заочной форме обучения основных дисциплин андрагогического блока, предусмотренного Государственным стандартом. Итак, все, кто желает посвятить себя работе со взрослыми людьми - в вечерних и заочных учебных заведениях (средних, средних специальных и высших); - в институтах, на факультетах и курсах повышения квалификации; - в центрах образования взрослых, в центрах непрерывного образования; - на различных курсах по обучению взрослых; - в административно-управленческих структурах; - в службах занятости; - в службах социальной работы; - в центрах психологической и медицинской реабилитации; - в департаментах образования; - в центрах информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг; имеют возможность получить профессиональную подготовку в сфере обучения взрослых и общения со взрослыми людьми. В 1996/97 учебном году в Московском государственном открытом педагогическом университете на факультете педагогики и психологии открывается обучение будущих андрагогов в экспериментальной группе на базе законченного высшего или среднего специального образования. Срок обучения - 2 года по заочной (вечерней) форме обучения. Программа обучения включает обязательные учебные дисциплины: - основы андрагогики; - психология развития человека; - психологические основы образования взрослых; - технология обучения взрослых; - историческое развитие организационных основ образования взрослых; - технология самостоятельного учения; - основы психолого-андрагогической диагностики; а также широкий перечень дисциплин, изучаемых обучающимися по своему выбору, согласованному с преподавателями. Программа обучения предусматривает получение следующих специализаций: - андрагог - преподаватель; - андрагог - психолог-консультант; - андрагог - управленец, менеджер. По окончании курса обучения выдается Государственный диплом установленного образца. Дорогие коллеги, увлекательная новая старая профессия ждет вас!

Hosted by uCoz